Организация работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, познавательное, речевое развитие, художественную литературу, конструирование, художественно – эстетическое развитие (изотворчество, музыку, театр).
Основные цели и задачи обучения детей правилам дорожного движения.
Обучение детей Правилам дорожного движения призвано подготовить дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.
Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и
формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах. Для достижения этой цели педагоги (воспитатели) должны реализовывать систему обучающих, воспитательных и развивающих задач.
К обучающим задачам относятся:
— расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
— изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
— формирование практических умений пешеходов;
— формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
— освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и
способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
К воспитательным задачам относятся:
— формирование культуры участника дорожного движения;
— воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
— профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.
В систему развивающих задач входят:
— развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
— развитие самостоятельности и умения рационально действовать в процессе дорожного движения;
— развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Организация работы дошкольного образовательного учреждения по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Достижение положительных и долгосрочных результатов в
организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов
детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход
включает в себя образовательную деятельность и дополнительную
деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.
Учебный процесс:
— проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках Основной
образовательной программы;
— изучение Правил дорожного движения по дополнительным общеразвивающим программам;
— проведение учебных экскурсий;
— показ видеофильмов, кинофрагментов, использование компьютерных программ;
Дополнительная деятельность, вне ООП:
— проведение тематических бесед;
— беседы инспекторов ГИБДД с воспитанниками;
— участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном уровне;
— участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения;
Информационное и материально-техническое обеспечение
— программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого воспитателя, педагога, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
— оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного движения к образовательному
учреждению, уголков по безопасности дорожного движения;
— инструктажи, консультации воспитателей, педагогов на методических объединениях, совещаниях, педагогических советах;
Работа с родителями
— обозначение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
— обозначение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;
— проведение профилактических бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
Контроль со стороны администрации
— проверка правильности и систематичности заполнения журналов;
— обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при заведующем, педагогических советах и т.п.;
— посещение занятий и мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В НАЛИЧИИ:
1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, другие приказы и планы, отражающие соответствующую деятельность).
2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.
3. Учебно-материальная база для обучения дошкольников Правилам дорожного движения:
3.1. Информационные плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательного учреждения.
3.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.
3.3. Уголки безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольного образовательного учреждения.
3.4. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольного образовательного учреждения.
3.5. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний, умений и навыков по безопасности
дорожного движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).